Коты и кошки в живописи

Три картины

Flood at Beesbos In 1421

«Наводнение в Бисбосе В 1421 г.» Лоуренс Альма-Тадема 1856 г.

19 ноября 1421 года в Голландии происходит одно из самых разрушительный наводнений для страны. Так как в этот день католическая церковь поминает святую Елизавету Тюрингскую, то это наводнение и было названо её именем — наводнение Святой Елизаветы. На море был сильнейший шторм и воды моря устремились к дамбе, а из-за проливных дождей поднялась вода в реках. Дамба не выдержала напора воды и была прорвана. Вода затопила около 30-ти деревень, погибло свыше 2000 человек. Были разрушены дома, вода смыла скот и урожай, голландцев ожидал тяжелый и голодный год, а большая часть территории оставалась затопленной в течение нескольких десятилетий.

Видимо тогда и родилась легенда о коте, спасшего спящего младенца. Этот эпизод через четыреста лет воплотил в своей картине британский художник нидерландского происхождения Лоуренс Альма-Тадема.
Когда опасность миновала и люди вышли из своих укрытий, они увидела качающуюся на волнах колыбель с младенцем и кота, скачущего с одной стороны колыбели на другую. Люди решили спасти кота. Какого же было их удивление, когда они увидели, что в колыбели мирно спит малыш. Кот своей бешенной скачкой спас ребенка, качка удерживала колыбель в равновесии и не дала ей перевернуться. Место, где это произошло было названо Киндердам — «Детская дамба».

Лоуренс Альма-Тадема (1836-1912) родился в Нидерландах. Рисовал с детства, его мать имела склонность к данному искусству. Должен был получить юридическое образование и пойти по стопам отца — стать нотариусом, но желание рисовать победило и в 1852 году он поступил в Королевскую академию Антверпена (Бельгия), где обучался четыре года. Писал картины в основном на исторические сюжеты. В 1869 году переехал в Англию, в 1873 году получил британское гражданство. Он был одним из наиболее известных и высокооплачиваемых художников викторианской эпохи.
В России творчество Лоуренса Альма-Тадемы представлено слабо, в музеях хранятся всего три его произведения (создал 408 полотен).

A-Flood 1870

«Наводнение» / «A Flood» Джон Эверетт Милле 1870 г. Картина находится в Манчестерской художественной галерее.

Сэр Джон Эверетт Милле (1829-1896) был британским художником XIX века, родившимся в 1829 году. Его работы были представлены на многочисленных выставках в галереях и музеях, включая Национальную галерею Австралии и Британский музей. Один из основателей Братства прерафаэлитов. Прерафаэли́ты — направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам.

Считается, что идеей для данной картины послужила трагедия, произошедшее в марте 1864 года в Шеффилде. Ночью была прорвана плотина водохранилища и несколько миллионов тонн воды обрушились на долину, смывая все на своем пути. Погибли 250 человек, а местные газеты сообщали о детской колыбели, которую уносило водой. На картине малышка не осознает происходящего, чего не скажешь о кошке (кажется она истошно зовет на помощь). В правом верхнем углу (на заднем фоне) можно увидеть лодку с людьми и дома, затопленные практически по самые окна.

A FloodНазвание этой картины я не знаю, также как и имя художника. На просторах интернета об этой картине ничего не нашла.

«Петербургские коты» Владимира Румянцева

rumyantsev

Владимир Дмитриевич Румянцев

9 октября 2019 года не стало петербургского художника и иллюстратора Владимира Дмитриевича Румянцева. Он скончался от инсульта в возрасте 62 лет. Событие печальное и трагическое.
Известность художнику принесла серия картин, написанная акварелью — «Петербургские коты».
Посмотрите на котиков — душевные, воспитанные и интеллигентные. Они общаются с ангелами, ведут беседы с А. С. Пушкиным, влюбляются, пьют чай, оттягиваются на пикнике, играют на гитаре, поют романсы и вообще живут насыщенной жизнью. Сколько юмора и доброты в картинах. Целый «котомир» подарил нам художник.

petersburg_cats_rumyantseva-2

А эти котики напоминают мне знаменитые картины Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927) — купчихи за чаем

Он родился в Череповце 21 февраля 1957 года. Рисованием увлекался с детства. В 1972 семья переехала в Петербург. В 1976 году окончил Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова (с 1992 года — Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха). Продолжил обучение в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по специальности «художник-график».
С 1990 года Румянцев являлся членом Российского союза художников, а в апреле 2019-го стал лауреатом премии «Замурчательные люди Петербурга».
Его работы находятся не только в российских музеях, но и в частных коллекциях, как в России так и за рубежом.

У художника была  мечта: он хотел создать в Петербурге «котокультурную» аллею, где стояли бы фонари и на каждом из них была бы своя скульптура котика. Как жаль…

«Любовники моей жены»

Сats

Карл Калер «Любовники моей жены» 1891-1893 гг.

Самая известная картина австрийского художника Карла Калера (Carl Kahler 1856-1906). Он учился в Мюнхенской академии художеств. Одно время жил и работал в Австралии (1885-1890), но по экономическим соображениям переехал в Штаты.
В 1891 году американская миллионерша Кейт Джонсон (1833-1893) предложила художнику за 5000 долларов написать картину, где основными действующими лицами были бы её любимые кошки. В её поместье тогда проживало их около пятидесяти. На картине Калер изобразил сорок две.

Карл Калер писал картину три года. Он поселился в имении, где жили любимицы миссис Джонсон, и года два писал эскизы к картине. В итоге это самое масштабное полотно о кошках. Основные породы кошек на картине — персы и ангора. В центре картины любимец хозяйки — персидский кот Султан.
Картина имеет размеры 180 х 260 см. и весит 103 кг., то есть это самая большая картина с изображением кошек. Впервые она была представленная широкой публике на Чикагской Всемирной выставке 1893 года и имела грандиозный успех.
Название картины видимо было дано в память о муже Кейт Джонсон, он умер в 1889 году, и в шутку называл котов, которых она просто обожала, любовниками своей жены.
К сожалению в декабре 1893 года Кейт Джонсон умирает, не оставив наследников. Её имущество было распродано, а картина была куплена одной из галерей Сан-Франциско. Ходили слухи, что она оставила 500 тысяч долларов (другие говорили, что 20 тысяч долларов) своей дальней родственнице на содержание оставшихся котов.

В 1906 году в Сан-Франциско происходит землетрясение и в возрасте 51 года там погибает  Калер. Что удивительно, громоздкая картина во время этого события совершенно не пострадала. Она потом не раз перепродавалась и в итоге в 2015 году была продана на аукционе Sotheby’s за 862 тысяч долларов частному покупателю из Лос-Анджелеса.

Великие голландцы

 

Коты Эрмитажа

Коты Эрмитажа — это «внештатные сотрудники» государственного музея, они также знамениты и легендарны как и сам музей.
Первые коты в количестве 30 штук были призваны на службу в 1745 году благодаря высочайшему указу императрицы Елизаветы Петровны.
В 1708 году для Петра I был построен деревянный двухэтажный «Зимний дом», который принято считать первым Зимним дворцом.
В 1716 началось строительство второго Зимнего дворца для императорской семьи. В 1731 году Анна Иоанновна начинает строительство третьего Зимнего дворца. В 1741 году на престол вступает Елизавета Петровна. За это время Зимний обрастает техническими пристройками, при новой императрице строятся новые служебных помещений и в результате дворец имеет неприглядный вид, к тому же расплодились мыши.

В 1754 году Елизавета Петровна подписывает указ: снести старое здание и на его месте построить новый дворец. Это здание и будет последним Зимним дворцом. В новый дворец переедет уже императрица Екатерина Великая, а вместе с ней и коты, которым она пожалует официальный статус: «охранники картинных галерей».
В 1764—1775 годах, к Зимнему дворцу было пристроено здание, которое известно сегодня как Малый Эрмитаж. Именно с него и начинался музей. Первые коллекции картин были приобретены самой императрицей: — 317 картин из частной коллекции прусского купца Иоганна Эрнста Гоцковского (в счет долга), коллекция живописи британского премьер-министра Роберта Уолпола ( Хоутонская коллекция) и т.д. К концу её правления собрание картин составляло четыре тысячи полотен. Для постоянно пополняющейся коллекции пришлось строить еще одно здание музея. В 1920-ые годы Эрмитаж и Зимний дворец становятся единым целым, так как музей получает почти все помещения царской резиденции.

Сегодня музей охраняют около 70 котов. Средства для содержания животных поступают от благотворительных организаций. Каждый котик имеет свой собственный паспорт и ветеринарную карточку, а также свою посуду, лоток и корзинку для сна.
Коты благополучно пережили XVIII и XIX век, даже революцию 1917 года, но только не блокаду — все коты погибли.
Исторический факт: в 1944 году, после снятия блокады (871 день), в Ленинград завезли два вагона котов,  тут же были отобраны коты для работы в подвалах Эрмитажа.

В 2008 году в центре Тюмени в память о сибирских кошках, отправленных в Ленинград, появился «Сквер Сибирских кошек» https://www.ridus.ru/news/279006

Знак на парковке «Осторожно кошки!» выставлен, чтобы эрмики не гибли под колесами машин.

Сотрудники Эрмитажа называют музейных котов эрмиками и делят их на аристократов и работяг. Первые обитают на втором этаже, возле хозяйственных отделов, а вторые живут во дворе, в подвалах или на чердаке музея. Коты передвигаются по всей территории музея, кроме залов.
С 1998 года в Эрмитаже устраивают День эрмитажного кота (до 2012 года праздник назывался «День мартовского кота в Эрмитаже»).
В 2005-м году Ян Хинрик Древс (Jan Hinrik Drevs) снял об эрмитажных котах 52-минутный документальный фильм «360? GEO-репортаж: Эрмитаж — дворец котов». Фильм был показан по европейским каналам.
В 2014 году, к 250-летию Эрмитажа, Санкт-Петербургское региональное кабельное телевидение представило фильм режиссёра Екатерины Бнатовой «Хвостатая гвардия Петербурга».
В марте 2016 года британское издание Telegraph включило котов Эрмитажа в список достопримечательностей Санкт-Петербурга, которые стоит увидеть.

Франс Снейдерс «Натюрморт с крабом и фруктами» Эрмитаж

Франс Снейдерс «Рыбная лавка» 1620 г. Эрмитаж (найдите кота)

 

Горацио Генри Колдери

foto Horatio Henry Couldery

Горацио Генри Колдери (Horatio Henry Couldery) 1832-1918 гг.

 

Горацио Генри Колдери (Horatio Henry Couldery) родился в многодетной семье (девять братье и сестер) мелкого торговца мебелью в 1832 году. С детства увлекался живописью. Учился на краснодеревщика, но победила любовь к прекрасному. Он бросил свою первую профессию и в 1857 году поступил в Королевскую академию художеств. В 1861 году он выставил свою первую картину в Королевской академии под названием «На опасной земле» (сейчас эта картина находится в коллекции Национального исторического места Гланмор в Бельвиле, Онтарио, Канада).
Благодаря брату и сестре Горацио Колдери, которые переехали в Бельвиль в 1880 г., в музее места находится самая большая коллекция его картин — 42.

 

«На опасной земле»


Он стал одним из самых известных художников-анималистов викторианской эпохи в Англии наряду с Эдвином Ларсеном (1802-1873), у каждого из них был свой стиль. Колдери также писал картины на заказ, иллюстрировал детские книги, рисовал поздравительные открытки.
Видимо художник любил животных, и критики и его коллеги отмечали как любовно, до мельчайших подробностей он выписывал мех на картинах. Питомцы Колдери озорны и любопытны, художник пытался передать их эмоции и ему это удалось.
Он активно работал до 1893 года, умер в 1918 году в Англии.

collage

Сайт, где можно посмотреть картины Горацио Генри Колдери: https://www.thegreatcat.org/the-cat-in-art-and-photos-2/cats-in-19th-century-art/horatio-henry-couldery-1832-1918-english/

kotik-homochka.ru © 2024 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных